Планы приема выполнены с хорошими показателями

В первый день осени перед главным входом в МАДИ (Государственный технический университет) собрались первокурсники. Ректор и выпускники института прошлых лет, занимающие  высокие посты в транспортной отрасли, поздравили начинающих коллег с первым шагом в профессию, пожелали успехов на выбранном поприще. По завершении непродолжительной церемонии посвящения в студенты пополнение МАДИ  отправилось вгрызаться в гранит науки, а мы - в кабинет первого проректора МАДИ, заслуженного деятеля науки Российской Федерации Павла Ивановича Поспелова, который любезно согласился ответить на наши вопросы.

Прежде всего, мы поинтересовались, каковы результаты приемной кампании-2010, и из ответа Павла Ивановича узнали, что руководство института весьма удовлетворено этими результатами: «Планы приема выполнены с хорошими показателями. Мы приняли более подготовленных абитуриентов, чем в прошлом году».

Как это удалось?

В самом начале приемной кампании мы объявили, что на первом курсе всех факультетов 1130 мест. А в приемную комиссию пришли и принесли документы более 6,5 тысяч человек! Я думаю, что это хороший показатель, это люди, которые реально хотят у нас учиться.

На многие специальности проходной балл по единому государственному экзамену был высокий. Если в прошлом году мы приняли практически всех абитуриентов, которые пришли к нам, то в этом - не зачислили многих, кто хотел бы учиться у нас.

Как вы объясняете такую разницу?

Думаю, что это связано с консервативностью людей, которые не до конца в прошлом году поняли, что после ЕГЭ можно подать документы и поступить в любой вуз страны. В этом году напряжение спало, и количество людей, которые подали документы из других городов и приехали учиться в Москву, значительно выросло.

Каково соотношение москвичей и иногородних среди нынешних первокурсников?

Судя по специальности, связанной с автомобильными дорогами, примерно третья часть студентов из Москвы, столько же из Московской области, остальные – иногородние.

Может ли МАДИ предоставить общежитие всем желающим?

Мест в общежитии для первокурсников сегодня почти в полтора раза больше, чем в прошлом году, но все равно приходится констатировать, что и этого увеличения недостаточно, потому что мест 200, а желающих получить общежитие было больше.

В прошлом году был первый опыт приема на первый курс по результатам ЕГЭ. Как первокурсники сдали экзамены в зимнюю и весеннюю сессии? Большой был отсев?

С этой точки зрения ничего принципиально нового не произошло. Отсев оказался таким же, как в прежние годы, около 10 процентов от числа студентов, принятых на первый курс.

Тем не менее, мы принимаем меры, чтобы наши будущие абитуриенты были не только и даже не столько готовы сдать единый государственный экзамен, сколько – успешно учиться на первом курсе. С этой целью мы начали перестраивать работу. Стремимся к тому, чтобы на подготовительных курсах обращать больше внимания на дисциплины, которые студенты будут изучать на первом курсе.

Когда я поступил на первый курс МАДИ, объем информации, которую мы получили за несколько дней неполной первой недели обучения, показался мне неподъемным. Одолевали страхи: ведь все это будут спрашивать на экзаменах! Нынешним первокурсникам тоже, наверное, приходится нелегко?

Эта проблема есть. Проблема адаптации. Чтобы помочь начинающим студентам как можно легче и быстрее настроиться на вузовский ритм, пять лет назад мы возобновили кураторство. На наш взгляд, на первом курсе кураторы необходимы. Постоянный контроль, несомненно, играет положительную роль.

В наши годы они тоже были. Но я не помню, чтобы со своим куратором мы общались если не на равных, то хотя бы как со старшим товарищем. Души в этом общении было мало, если не сказать, что душевных разговоров вообще не было.

И эта проблема существует. В вузе у преподавателей больше ценится профессионализм, чем умение быть воспитателем.

Выпускник вуза едва ли достоин упрека в недостаточном профессионализме, тем более, если до этого он только учился и по-настоящему в своей жизни еще не работал. Но, слушая в этом году защиту дипломных проектов, поймал себя на мысли, что новоиспеченные инженеры плохо представляют себе, чем живут их смежники. Член ГЭКа поинтересовался, например, у дипломника (дорожника), каким должен быть коэффициент сцепления шин автомобиля с дорогой, и услышал в ответ: «Не больше 0,7!». Хорошо ли он осознает, для чего строят дороги?

Сегодня я буду читать первую лекцию. Хочу начать ее с разговора о таких важных проблемах, как воссоздание дорожных фондов, что и почему произошло нынешним летом на 24-м километре Ленинградского шоссе, о Химкинском лесе. Будущим дорожникам будет полезно услышать мнение профессионала о том, что и как надо делать, чтобы не допускать резкого общественного протеста.

Думаете, поймут? Ведь слушать будут мальчики и девочки.

Это будет 4 курс. Уже подготовлены. Кое-что знают. К тому же, кому как не нам помочь им сформировать позицию не только как инженера, но и как гражданина.

МАДИ каким-нибудь образом участвует в дальнейшей судьбе своих выпускников?

Да. Собираем информацию. О том, куда пошли работать, как продвигаются по служебной лестнице.

Что для Вас первое сентября?

Новый набор студентов как проректор я встречаю 23-й раз. Каждый раз - это праздник. Симпатичные люди приходят. Приятно осознавать, что они верят нам, верят, что мы научим их быть хорошими специалистами.

Спасибо за беседу. Успехов Вам, Вашим коллегам, вашим первокурсникам. С праздником!

Виктор Волчков

Фото Сергей Педенко

Создание веб-сайта веб-студия ФЕРТ